
Существует разделение прав на обязательственные и вещные. К числу вещных прав относятся и сервитуты, которые представляют собой права на использование чужого недвижимого имущества.
Виды сервитутов, в зависимости от их содержания и целей использования:
- Право на проезд и проход через соседний участок земли;
- Право на прокладку и эксплуатацию линий трубопровода;
- Право на использование соседнего участка земли для водоснабжения и мелиорации.
В вопросе установления сервитутов, в частности публичных, заинтересованные лица могут столкнуться с рядом неразрешимых проблем, поэтому, в настоящее время, они не находят должного применения. Одной из главных причин, которые сдерживают процесс оформления частных и публичных сервитутов, являются всевозможные правовые нормы, регулирующие эти отношения. В силу того, что отношения, устанавливающие сервитуты, делятся на частные и публичные, то их регулирование происходит с помощью законодательных актов, относящихся к разным отраслям права.
Перечень оснований для установления публичного сервитута закрепляется Земельным Кодексом РФ ст. 23, п. 3. Публичный сервитут практически не зависит от воли собственника. Гражданским Кодексом РФ сервитут рассматривается в качестве вещного права, а Земельным Кодексом данный сервитут трактуется как обременение права собственности, и это не может не создавать различные проблемы в правоприменении.
На сегодняшний день все сервитуты регистрируются в ЕГРП (Едином государственном реестре прав), как ограничение (обременение) прав собственности и могут вступить в силу только после регистрации в данном реестре.
В том случае, если соглашение об установлении сервитута или его условий не достигается, спор будет разрешаться судом по исковому заявлению лица, требующего его установления (Земельный Кодекс РФ, ст. 23, Гражданский Кодекс РФ, ст. 274, 277).
Согласно Закону о регистрации ст. 13, ч. 2, абз. 2, государственная регистрация публичного сервитута может быть проведена при соблюдении условия об уведомлении правообладателя объекта недвижимости в срок, не превышающий пяти рабочих дней, со дня проведения регистрации.
Частный сервитут может прекращаться по требованию собственника, в виду отпадения оснований, в связи с которыми он был установлен.
В качестве документа, являющегося основанием для прекращения сервитута, должно быть представлено соглашение о его прекращении, либо решение суда. Главным отличием частного сервитута от публичного считается презюмирование платности данного сервитута. Собственник обременяемого участка землиимеет право требовать возмещения затрат, полученных в силу указанного обременения. Сервитуты, как частный, так и публичный, являются гражданскими правами. Поэтому компетентные правоведы считают, что специальные и общие нормы регулирования данных сервитутов должны быть закреплены в новой главе Гражданского Кодекса «Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)».
Во время рассмотрения и принятия законодательства обременению объектов недвижимого имущества для общего, единого применения, необходимо внести изменения в нормативные акты, такие как:
- Постановления Правительства РФ;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Федеральные законы;
- Земельный Кодекс;
- Создание методических рекомендаций.
Все это требует обязательного согласования с Верховным и Высшим Арбитражным судами РФ и другими ведомствами.
На практике, договориться с владельцем объекта недвижимости об установлении сервитута путем мирных переговоров, удается далеко не всегда, из-за возникновения множества разногласий – о размере платы за сервитут, о порядке пользования земельным участком, и т.д. В таком случае на помощь могут прийти высококвалифицированные юристы «Центра Юридической Поддержки Населения DAT-СПб».
Более подробно вы можете узнать, записавшись на БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию к нашему юристу по телефону: +7 (812) 953-31-81 или заполнив форму "он-лайн заявку" на нашем сайте. Посмотреть похожие статьи в нашем разделе: Земельное право.
Вы можете быть уверены в грамотном решении Вашего вопроса!