ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
многопрофильный юридический центр

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛОВАТЬСЯ НА КОЛЛЕКТОРОВ

« Назад

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛОВАТЬСЯ НА КОЛЛЕКТОРОВ 06.03.2017 12:29

Как написать в ФССП жалобу на беспредел коллекторов, какая ответственность предусмотрена за нарушение нового «антиколлекторского закона» и как отличить коллекторов от «оборотней».


Кто контролирует коллекторов?


С вступлением в силу «антиколлекторского» ФЗ 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений» изменился порядок обжалования незаконных действий коллекторов. Если раньше пострадавшие – далеко не всегда это были должники – могли в общем порядке жаловаться в полицию и прокуратуру, то с 1 января появился специальный орган государственной власти, контролирующий деятельность «собирателей долгов». Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу судебных приставов РФ.


В чем заключаются контроль за коллекторами?


Должностные лица ФССП России (его территориальных органов) имеют право:


•    запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;


•    выдавать предписания об устранении нарушений с указанием сроков;


•    принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;


•    составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 6 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».


При этом они обязаны:


•    своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;


•    соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;


•    проводить проверку в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей;


•    не препятствовать представителю юрлица (коллекторского агентства) присутствовать при проведении проверки и предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами и информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия;


•    вносить сведения о плановых и внеплановых проверках и их результатах в единый реестр проверок (в порядке, установленном постановлением N 415);


•    принимая меры по результатам проверки, учитывать тяжесть нарушения, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;


•    доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юрлицами в порядке, установленном законодательством РФ;


•    соблюдать сроки проведения проверки;


•    не требовать от проверяемой организации документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;


•    хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. (п.7 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332).


Как подать жалобу и в каком порядке она рассматривается?


Граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», – это следует из п. 4 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332. Гражданин в своем письменном обращении должен указать наименование организации, которой оно адресовано (территориальный орган ФССП), либо ФИО соответствующего должностного лица, а также свои данные: ФИО и обратный почтовый адрес для ответа. В самой жалобе необходимо в свободной форме изложить суть претензии к конкретным лицам – должностным или юридическим. Заявитель вправе приложить документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Срок рассмотрения такой жалобы/обращения – 30 дней с даты регистрации, срок может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.


Если жалоба станет основанием проверки, то проверка будет проведена в отношении коллекторов, включенных в реестр, в порядке, установленным Приказом Минюста России от 30.12.2016 N 332.


Обращение в ФССП не лишает гражданина права написать также заявление в полицию или прокуратуру, если в действиях коллекторов усматривается состав административного правонарушения или преступления.

Как наказывают недобросовестных коллекторов?


Если в результате контрольных мероприятий подтвердится информация о нарушении коллекторским агентством требований закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, то такое агентство и его должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ.


Результатом контрольных мероприятий может быть также предписание об устранении нарушений и даже решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. В последнем случае это будет означать прекращение легальной деятельности коллекторского агентства. Оспорить решение и предписание контролирующего органа агентство может в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения/выдачи (ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).


На сегодня в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, значится около сотни коллекторских агентств. Остальные действуют нелегально. Изучив этот список на сайте ФССП, должник может понять, с кем общается – организацией, имеющей государственное свидетельство, или «оборотнями», которые не несут никакой ответственности за свои действия.


ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК ЮРИСТА
Яндекс.Метрика
Телефон:
Адрес:

Режим работы:

с 09 до 21
ежедневно

ООО "Группа компаний DAT-CПб" ИНН4704098230 ОГРН 1154704003222 Информация на сайте не является публичной офертой.